Введены понятия алгоритма обучения, целевой функции, распознающей системы, класса изображений, тренировочного множества, алгоритма с поощрением, конечно-сходящегося алгоритма, адаптивной управляющей системы, цели управления, тактики управления, времени адаптации и т.д., относящиеся к проблеме искусственного интеллекта в процессах обучения и адаптации. Поставлена общая задача о самообучении (обучении "без учителя") -- о разделении множеств -- в терминах классического вариационного исчисления. Общность задачи обусловлена введением в анализ дополнительной переменной времени. Задача решена с помощью определения экстремальных условий, при которых будет достигнута минимизация функционала общего среднего риска. Рассмотрены задачи, соответствующие нефиксированному и фиксированному промежуткам времени. Для двух этих случаев найдены выражения для расчёта вариаций функционалов качества. Указаны необходимые условия для определения экстремальных значений процесса самообучения (разделения классов множества изображений) во времени.
Indexing
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation